Доклад ХОУ ЦЗИНЛИНЬ (Китай) – профессор, директор Центра обитания человека и окружающей среды при Академии общественных наук КНР

 

Концепция экологической цивилизации

Доклад ХОУ ЦЗИНЛИНЬ (Китай) – профессор, директор Центра обитания человека и окружающей среды при Академии общественных наук КНРЭкологическая цивилизация является плодом материальной и духовной культуры, полученной в процессе преобразования объективного и субъективного мира человечеством под руководством объективной закономерности гармоничного развития человека, природы и общества. Она зародилась и процветала в процессе длительного развития человеческого общества и представляет собой наследие естественной экологической идеологии и успех человеческой цивилизации. В качестве формы цивилизации экологическая цивилизация включает в себя духовные, институциональные и материальные достижения человечества. По мере развития человеческого общества, содержание экологической цивилизации постепенно обогащается и совершенствуется. С исторической точки зрения, экологическая цивилизация углубляется в институциональной, технологической и материальной сфере в связи с достаточным развитием духовности человека. В XXI веке человечество находится на стадии перехода от духовности к институционализации, от представления к действию, а также от стратегии к технологиям.

Современные города беспрерывно расширяются и растут, в результате чего возникает ряд экологических проблем, таких как образование очень большого количества отходов и нерациональное их размещение; загрязнение атмосферы, воды и почвы и т.д. По мере обострения противоречий, связанных с природной окружающей средой в процессе урбанизации, зачинается и выносится экологическая революция, вызываемая загрязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов и угрозой разрушения экологических связей в природе. В октябре 1971 года на шестнадцатом съезде Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была предложена межправительственная программа «Человек и биосфера» (МАБ), в которой выдвигалась задача комплексного экологического изучения мест обитания человека и продвигалось комплексное исследование проблем существования человека с учетом экологических факторов. Экологическая цивилизация переходила от идеологических представлений к внедрению материально-технологических процессов, что приводит к поднятию экологической цивилизации на качественно более высокий уровень в глобальном масштабе.

Экологическая цивилизация, в которой вырабатывается отношение человека к природе урбанизации, настаивает на гармонии человека и природы. На основе понятия экологической цивилизации содержание строительства экологической цивилизации включает в себя следующие моменты:Экологическая цивилизация поддерживает представление о гармонии человека и природы, человека и общества, а также природы и общества. В строительстве экологической цивилизации необходимо углубить знания о закономерностях развития человечества и приблизиться к представлению о гармоничном развитии человечества. В качестве главной составляющей человеческой цивилизации экологическая цивилизация продвигает гармонию с народонаселением, экономикой, обществом и окружающей средой на основе экологических ценностей и экологического сознания. Экологическая цивилизация подчеркивает стремление к улучшению отношения человека и  природы в процессе общественного развития, а также совместное гармоничное существование народонаселения, экономики, общества и окружающей природной среды.

  1.   Экологическая цивилизация, являющаяся одним из этапов развития мировоззрения человечества, требует соблюдать принципы устойчивого развития. Она рассматривает естественную экологическую систему в качестве основы социально-экономического развития; подчеркивает не только взаимосвязь человека с природой, но и влияние человека на экономику и экологию; признает зависимость экономического развития от нормального функционирования окружающей среды, в то же время признает экономическое развитие стимулом к улучшению экологии и повышению качества окружающей среды.
  2. В концепции экологической цивилизации поставлена цель гармоничного развития экономики, общества и окружающей среды, а также создания благоприятных экологических условий существования человека с гармоничным обществом и эффективной экономикой. Экологическая цивилизация требует не стремиться к чрезмерной охране окружающей природной среды, а также не преувеличивать влияние человека на природу. Наоборот, в ней уделяется большое внимание саморазвитию человека. В строительстве экологической цивилизации необходимо не только сохранить естественную природную среду, но и создать благоприятные условия жизни с целью гармоничного существования человека, общества и природы. Конечными целями строительства экологической цивилизации являются: улучшить условия существования человечества; создать зоны существования человечества во взаимодействии естественной и искусственной окружающей среды; осуществить гармоничное существование человека и природы, а также гармоничное развитие гуманитарной культуры и природной среды.
  3. В экологической цивилизации нужны духовное, институциональное и материальное содержание. В формировании экологической цивилизации в качестве формы цивилизации важны не только представление, культура и другие духовные составляющие, но и политика, нормы, правила и законы и другие институциональные составляющие, а также такие технологические составляющие, как технология охраны окружающей среды, зеленая продукция, экологическое благоустройство, низкоуглеродистая отрасль, экономика рециклинга и т.д. Экологическая цивилизация, наполненная реальными действиями, не должна быть бесплодной.
  4. Экологическая цивилизация является достижением экологизированного развития человечества. Строительство экологической цивилизации осуществляется путем экологизации действий охраны окружающей среды, экономики и общества. В отношении к природной среде нужны благоприятная естественная экологическая система и низкий уровень загрязнения окружающей среды, а также усовершенствованная система рециклинга ресурсов. В экономической области необходимо создать эколого-экономическую систему с низким уровнем расходования ресурсов, наименьшим количеством отходов и высокой продуктивностью, а также осуществить экологизацию материального и общественного производства. Относительно общества в целом требуются экологическое самосознание; культурный, здоровый и экономный образ жизни; законодательная система, соответствующая экологизированному развитию человечества. Природа, экономика и общество, которые взаимосвязаны и взаимодействуют, являются неотделимыми.

Культурное наследие различных стран мира имеет в виду культурное богатство, накопленное местным народом за долгие годы, а также имущество культурного назначения, переданное группами людей и индивидами. В строительстве экологической цивилизации нужно обращать внимание на многообразие культуры, а также подчеркнуть и признать роль и вклад различных групп людей и индивидов, особенно коренных жителей разных стран мира, в создании и охране нематериального культурного наследия.

В строительстве экологической цивилизации необходимо уважать и выявить этические составляющие экологической идеологии. Отношение человека и природы в большинстве случаев является адаптирующим, а не преобразующим. Кроме того, между человеком и природой не существует отношения господства  и подчинения. Посредством преобразования способа мышления и производства, а также образа жизни под руководством экологической этики, развитие человечества может быть в гармонии человека и общества, человека и окружающей среды, а также нынешних и последующих поколений.