Доклад Л.Райтингер

Лена РАЙТИНГЕР (Украина) – отдел по связям с восточными странами Международной ассоциации «Мир через культуру – Европа»

Социальная справедливость как краеугольный элемент
общественного строя будущего. Демократия будущего


Будущая эволюция будет строиться на кооперации народов, на полном равноправии рас, рождения и пола, на переоценке ценностей, ибо лишь знание, труд и нравственное превосходство дадут преимущество. И это не утопия, но действительность, ибо ум человеческий не может представить себе ничего такого, что бы уже где-то не существовало в необозримых просторах Вселенной. Если бы это не было так и кажущееся сейчас утопией не было бы где-то осуществлено – мы бы не могли изумляться и восхищаться той гармонией, которая царствует в мироздании.
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ИДЕАЛ
ИЛИ ДОСТИЖИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?
На протяжении всей своей истории человечество находится в поисках высоких идеалов, необходимых для построения гармоничного общественного строя, главным условием которого является социальная справедливость. Именно в борьбе за социальную справедливость находит свое наиболее яркое выражение общественная, социальная природа человека.

Однако, что вкладывается в понятие справедливости?
Обратимся к мыслителям древности. Так, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что справедливость является проявлением воли неба (то есть Природы, Космоса, Порядка) и воплощается в этике. Согласно Сократу (469-399 гг. до н.э.), справедливость – это следование мудрости, истинному знанию, порядку вещей, законам. Его ученик Платон (428/427-347 гг. до н.э.) в своем труде «Государство» определил справедливость как венец четырех добродетелей идеального государства: справедливость – мудрость – мужество – благоразумие. Справедливость стала почти синонимом права.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Сегодня основным критерием социальной справедливости в государстве является абсолютное соблюдение естественного права каждого человека, которое включает право на жизнь и свободу, на продолжение рода и общение с другими людьми, на собственность и нормальные условия существования, на образование и здравоохранение, на труд и отдых Естественное право предусматривает и обязанности каждого члена общества: не препятствовать другим людям в осуществлении их прав и свобод, не причинять ущерб обществу и государству.
Как воплощение в жизнь идеи государства, соответствующего естественному праву и справедливости, в высокоразвитой древнегреческой культуре зародилась идея «демократии», власти народа.
«Демократия» (сегодня, к сожалению, понимаемая как то, что не запрещено государственными законами, то разрешено), классифицированная с общественно-политической точки зрения Платоном и его учениками как далекая цель, идеал, привязана (согласно закону причин и следствий) к наличию определенных условий, связанных с уровнем сознания и характера людей. Дисциплина о причинных связях и обществе, опирающаяся на ясные (недвусмысленные) и определяемые соответствия, была издревле известна как НАУКА ЭТИКА. Платон, основатель первой в истории человечества «Академии Наук», связывал ЭТИКУ (как науку о максимально крепком «здоровье» как индивидуального, так и общественного благополучия, вплетенного в микро- и макрокосмическое поле определенного порядка) с ФИЗИКОЙ (абсолютная причинность) и ЛОГИКОЙ (имеющаяся в каждом человеке, наивысшая в духовном плане организующая энергия и энергия познания).
Последователи Платона не только изъяли из мышления и поступков человечества основной закон природы - КАУЗАЛЬНОСТЬ, но наряду с этим практически отделили этику как фундамент от социальной жизни вообще, что привело к различным крайностям, вплоть до проявления „бесчеловечности“ во взаимоотношениях между  людьми
Начавшийся  примерно сто лет назад во многих европейских государствах поспешный и во многом импровизированный эксперимент по внедрению демократии был этически существенно недоработан и целенаправленно подорван в своей основе злоупотреблениями властной элиты.
Так были заложены первоначальные причины нынешних социальных кризисов, которые останутся неразрешимыми до тех пор, пока государственно-правовые и политические дисциплины снова не обратятся к научной этике – духовной, законной составляющей основе демократии

НАТУРСОЦИАЛИЗМ – ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ  МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

Капитализм, как и коммунизм, согласно диалектическому закону развития, раньше или позже объединятся в экономический и политический синтез, а именно в НАТУРСОЦИАЛИЗМ, который сохранит пригодные элементы старых систем, а непригодные выявит и заменит на новые и лучшие.
Натурсоциализм
•    соответствует естественному праву,
•    гарантирует человеку наилучшее материальное обеспечение, освобождение от бедности и нужды,
•    гарантирует гражданину справедливое распределение социального продукта,
•    гарантирует наибольшую свободу во всех отношениях,
•    делает возможной всеобщую безопасность и мирное сосуществование на Земле.
Одним из главных условий естественного права в социальном вопросе является приоритет общества, принцип: "Общественная польза большинства важнее пользы меньшинства". Это означает, что интересы двух, трёх, четырёх или больше человек, или коллектива, стоят выше интересов отдельных лиц.
В настоящее время эгоизм экономически сильного меньшинства властвует над большинством экономически слабых членов общества. Человечеству необходимо выработать новое, более высокое социально- этическое отношение к собственности, иначе невозможно будет преодолеть существующий материализм и эгоизм. Человек будущего может иметь все в изобилии, однако он должен, в первую очередь, видеть в себе управляющего доверенным ему имуществом, а не собственника, и как следствие, избежать привязанности к земным вещам.

НАТУРСОЦИАЛИЗМ – ПРЕДСТОЯЩЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ВОПРОСА

Основными требованиями натурсоциализма в разрешении социального вопроса являются:
1. Максимально возможное обеспечение жизненного уровня для каждого человека, сохранение рабочего места вместе с достаточным обеспечением старости, гарантией оказания квалифицированной медицинской помощи и достаточными пенсиями по инвалидности.
2. Максимальная возможность развития для каждого человека в рамках национальной общности.
3. Максимально возможная духовно-культурная, индивидуальная и общественная свобода на социально-этической основе.
4. Максимально возможная безопасность в рамках общественной системы, основанной на принципах мира и гармонии, право на жизнь в мире без тревоги и страха.
5. Максимально возможная справедливость при распределении полученного социального продукта по принципу вложенного труда. Кроме того, объективное, прозрачное участие граждан в распределении ценностей, полученных из ископаемых, месторождений и других природных ресурсов.
Некоторые из этих пунктов нуждаются в разъяснении.

ПУНКТ 1.
Поддержка всех устремлений для достижения наилучшего материального уровня существования, и максимально возможного, соответственно утверждённым природой и этикой законам, общего благосостояния. Натурсоциализм вместо коммунизма и капитализма.
Максимально возможное обеспечение жизненного уровня зависит от усовершенствования уже существующих социальных и трудовых законов. Они могут быль усовершенствованы только тогда, когда произойдут коренные изменения в денежной и финансовой сферах, а также в сфере стимулирования производительности труда. В основном здесь должны быть устранены принципиальные экономические недостатки и капиталистической системы, и государственного коммунизма.

ПУНКТ 2.
Содействие наибольшей свободе проявления человеческой личности, науке и подлинному искусству, а также содействие талантам.
Свобода – составная часть Естественного Права и должна быть гарантирована в наибольшей мере. Её можно ограничить лишь тогда, когда ущемляются или подвергаются опасности вышестоящие права общества.
Максимальная свобода развития должна быть гарантирована науке, ибо она, прежде всего, служит эволюции, содействуя общему благосостоянию и подлинному прогрессу. Исследование, производство и использование смертельных излучений или других видов оружия и средств истребления должно быть принципиально запрещено.
Также подлинное искусство нуждается в поддержке. Как бедны люди без памятников культуры! В наше время, несмотря на бурное экономическое развитие, выделяется слишком мало денежных средств для развития подлинного искусства, возведения и сохранения культурных строений.
В особенной заботе нуждается талантливая молодёжь. Образование – не привилегия толстого кошелька, но право, данное каждому человеку без исключения, и именно за счёт общества. По этой причине общество или государство должно заботиться о том, чтобы молодёжь обучалась бесплатно и, прежде всего, чтобы она оставалась трудиться в той стране, где ей было гарантировано бесплатное образование.
Эмиграция учёных должна происходить только лишь путём обмена или займа, если, конечно, речь не идёт о помощи низкоразвитым странам. Несправедливо, если одно социальное государство обучает учёных, а другое на основе лучшей оплаты их использует. Такое положение будет существовать до тех пор, пока не осуществится идея всемирного государства, основанного на всеобщем планировании потребления.

ПУНКТ 3.
Содействие эффективному хозяйствованию и рационализации производства. Признание и поддержка частной предпринимательской инициативы как естественного права человека, ограничение национализации и социализации до минимума. Поддержка ремесла и свободных профессий.
В экономике могут быть распределены только те продукты, которые производятся. Вследствие этого благо народа зависит не от национализации, а от предприимчивости и производительности рабочих, которые максимальны тогда, когда человеку гарантируется наибольшая свобода развития. Не в национализации заключается благополучие, а в отношении человека к работе, к собственности и к понятию общности.
Любая экономика, как и любой предприниматель, особенно заинтересованы в максимальной продуктивности. Однако продуктивность гарантируется только за счёт сохранения предпринимательской инициативы. Пределы национализации должны быть очень узкими.

ПУНКТ 5.
Земля — дар, данный человечеству от Бога, поэтому необходимо положить конец спекуляции землёй и обобщить земельную собственность
Спекуляция землёй обеспечивает нетрудовой доход и является преступлением. Это зло из моральных и экономических соображений должно быть непременно устранено.
Введение общинного управления даст возможность предоставления земли в аренду лучшим арендаторам, при этом будет сохранена частная собственность на дома и предприятия, созданные самими владельцами.
Никто не имеет права на земельную собственность, но зато каждый имеет право на домовладение и на обработку земельного участка. Поэтому земля должна  перейти в собственность общины, а не государства. Общинный совет будет решать, кому передать в аренду для наилучшего использования земельный участок.

ДЕМОКРАТИЯ БУДУЩЕГО – МЕРИТОКРАТИЯ

Содействие меритократии и принципу руководства в направлении духовно-этической аристократии. Упразднение денежной, партийной и наследственной аристократии. Не кровь или происхождение облагораживают человека, а его дух и убеждения.
Если даже мы признаем равноправие по закону, т.к. соответственно космическому праву все люди имеют одинаковую возможность развития, то мы должны всё-таки установить, что в Космосе господствует иерархический принцип руководства, в соответствии с которым более низкое неукоснительно подчиняется более высокому.
Космос построен на сотрудничестве, и человек как часть и отражение Космоса не может исключить себя из действия этого закона, если он не хочет исчезнуть навсегда. Среди целей, которые служат космической эволюции, назовём, прежде всего, идею общности как основу общественного развития. Понятие «община» как фундамент нового мирового порядка в будущем будет иметь ведущее значение.
Усовершенствование земного бытия в сотрудничестве с обществом является главной задачей каждого человека для ускорения его собственной духовной эволюции. Теоретические знания, не примененные на практике жизни, не дают возможности человеку внести свой вклад в усовершенствование земного бытия и расширить сознание. Ведь изменяя только законы, невозможно внедрить социальные, справедливые отношения в обществе. Это, прежде всего, зависит от изменения характера каждого отдельного человека. Перикл, Пифагор, Платон и другие лучшие мыслители Греции работали над развитием потенциала сознания и характера граждан для того, чтобы последние могли пользоваться большим количеством прав и брать на себя ответственность – например, формируя гражданские советы и т.п.
Будущее не принадлежит ни народной, ни партийной демократии, где самая сильная партия суверенно господствует над другими, а меритократии (от латинского meritus – достойный и греческого kratos – власть), где положение в руководящей иерархии занимается благодаря заслугам по универсальным, объективным этически-характерным критериям, а не по задекларированным критериям возраста, гендера, расы или унаследованного богатства. Ни одному человеку – заслуженному, компетентному и соответствующего характера – не может быть отказано в возможности достичь соразмерного социального статуса. Избранные народом наиболее достойные члены общества, обладающие высоким уровнем  сознания и этическими качествами характера, будут занимать на определенный срок руководящие позиции. По истечении этого срока свои полномочия они должны будут передать другим достойным представителям.
Стоящий за идеей демократии будущего общинный принцип, согласно которому все решения должны приниматься во благо общества, приобретает все большее эволюционное значение и в процессе дальнейшего развития должен намного активнее, чем прежде, претворяться в жизнь.
В меритократии также необходим соответственный контроль. Демократия означает политическое волеформирование на основе постановления большинства при одновременном уважении прав меньшинства. Поэтому и политическое меньшинство, если оно располагает определённым количеством голосов, должно участвовать в работе парламента и правительства. Мандаты распределяются строго на основе действительно отданных голосов, а не по избирательным округам или подобным критериям. Также не-избиратели должны получить представительство в парламенте и в правительстве путём назначения федеральным президентом уполномоченных заслуженных личностей из сфер экономики, науки и искусства.
Натурсоциализм представляет собой лучшую социальную структуру будущего, соответствующую  природному закону причинно-следственной связи, так как природа обладает оптимально действующими структурами, и ее законы вечны и надежны. Задачей социальных наук на данном этапе является определение и разработка деталей этого порядка в сфере человеческой деятельности и реализация натурсоциализма.
Только натурсоциализм может создать социальные и экономические предпосылки для системы, которая не будет уничтожать окружающую среду и, таким образом, самого человека, но сделает будущее человечества «достойным жизни».